Опасно быть немножко нервным в ночь под Рождество

1
3485

Буэнос-Айрес. Великолепный и удивительный вид сверху. 5 фото автора.

Гортензий буйный кипень означает — снова пришел январь на побережья Ла-Платы.

Рождество открывает пляжный сезон в Уругвае. Бесконечные речные пляжи Монтевидео.

Коричнево-желтые крыши и окна, дают желанную тень. Пунта-дель-Эсте, Уругвай.

Откроют “глаза” дома, после захода солнца.

Любовь Каринг-Мьюэнч.

В декабре латиноамериканские газеты сообщили о смерти последнего полярного медведя в портовом зоопарке аргентинской столицы Буэнос-Айресе, не пережившего Nochebuena (рождественскую ночь). Достопримечательность зоопарка и любимец его сотрудников, совершенно здоровый зверь, то ли 14-ти, то ли 16-ти лет отроду, скончался в Рождество по-латиноамерикански. Уроженец Севера, прибывший однажды на аргентинскую землю из чилийского города Сантьяго, как показало время, не смог интегрироваться в аргентинские традиции. Пожалуй, отнюдь не ему одному, зверю дикому, местные рождественские традиции, покажутся, диковатыми.

Тем, кто подзабыл, напомню, что времена года в этой части Латинской Америки, расположенной далеко под линией экватора, смещены относительно европейских ровно на 6 месяцев. Потому весна заканчивается в Аргентине, Уругвае, Парагвае… перед самым Рождеством, уступая на берегах реки Ла-Платы место короткому, быстро наступающему трехмесячному лету. Сезону жаркому и душному, когда летний воздух перенасыщен влагой, хотя дожди и крайне редки. Солнце, палящее с восхода до заката в этой части Южного полушария Земли, мгновенно высушивает на корню степные травы в сено и способно сжечь кожу загорающего на пляже всего за пару часов. Оно позлее флоридского.

В странах, расположенных на юге данного континента (как то в Аргентине, Уругвае), так и в остальном испаноязычном мире, вовсе недаром веками жива и до сих пор свято блюдется традиция дневного отдыха — сиеста. Не беспричинна и традиционная архитектурная особенность домов: расклешенные, низко спускающиеся к земле черепичные и соломенные крыши.

И внешние встроенные металлические жалюзи на окнах современных высотных домов. Внутри помещений — тяжелые, опускающиеся из массивного пенала над окном и регулируемые ремнями, деревянные жалюзи. Оттого днем, дома с опущенными жалюзи и наглухо захлопнутыми решетчатыми ставнями выглядят слепыми. Испокон веков, из-за отсутствия охлаждающих кондиционеров, это и был единственный надежный способ уберечься от дневного зноя.

Следуя древней традиции, сегодня по старинке нормальная жизнь города возобновляется исключительно после дневного перерыва на сиесту и начинает вновь бить ключом, когда солнце присядет на горизонт. Очнувшийся приятно-теплым вечером город вновь закипает энергией и наполняется людом. Время дня для традиционного ужина — после 21:00.

В Аргентине и, в соседствующих с нею странах, Парагвае и Уругвае, как у нас в Эстонии, даже сегодня кондиционеры в домах и в небольших магазинчиках не правило, а исключение. Год назад в январе я познала уроки выживания местных в условиях нестерпимо жарких температур. Увидела воочию, как спасается от невыносимой жары, не имеющий в домах кондиционеров столичный люд Монтевидео. И в полночь, и в 2 часа ночи, в расположенной на противоположном от Буэнос-Айреса берегу Ла-Платы столице Уругвая, Монтевидео, из реки торчали тысячи голов, переселившихся на ночь из постели в реку горожан. А берег пестрел «ночлежками» кочевников в виде хижин из картона.

Где уж тут несчастному аргентинскому белому медведю-иммигранту северных кровей по кличке Winner в таких экстремальных погодных условиях выжить. К тому же Рождество нынешнего года сразило внезапной небывалой жарой всех наповал. При полном безветрии, вместе с восходом солнца 24 декабря ртутный столбик в Аргентине, Уругвае и Парагвае поднялся до 36 градусов и дополз в течение дня кое-где на солнце до 45 градусов по Цельсию! В уругвайских домах без кондиционеров люди охлаждали свое тело, ложась голышом на прохладный кафель полов и обкладывая себя мокрыми полотенцами. Обладатели бассейнов спасались от теплового удара в них. Жители побережий — в волнах Атлантики и Ла-Платы. Иных спас от теплового удара охлаждающий кондиционер в салоне автомобиля, куда они вынуждены были отправляться охладиться несколько о раз в сутки.

Пока после полуночи не прогремел предупредительный гром и разразился спасительный ливень. По гранитным глыбам и асфальту дорог, извиваясь, запрыгали молнии. В воздухе разнесся приятный сладковатый запах свежей земли, оказывается, порождаемый смесью капель дождя с вылетающими из почвы спорами подземных микроорганизмов антиномицетов. 25-го утром на побережье Ла-Платы уже было всего 22 градуса тепла! А через двое суток — лишь +18 по Цельсию!

  В отличие от людей, медведь в тот невыносимо жаркий день не мог снять свою полярную шубу. У трагически погибшего в зоопарке Буэнос-Айреса зверя тоже имелся спасительный бассейн, вмещающий ни мало, ни много, целых 145 литров воды. Однако на ночь зверя дикого и габаритного традиционно запирали в вольер с ванной для «омовений» диаметром всего 2,5 метра. Зверь так измучился, что впал в забытье, вместо того, чтобы принимать охлаждающие ванны.

Наутро, 25 декабря, нашли беднягу мертвым. По заключению ветеринара, одной из причин смерти здорового зверя стал солнечно-тепловой удар, и еще с ним приключился «un cuadro de nervioso” (нервный срыв). Одной… Поскольку нынешнее явления аномальной жары на Рождество в Аргентине вовсе не первый случай, и, к тому же, наступает ежегодное, не раз пережитое полярным медведем, жаркое аргентинское лето, то никак нельзя свалить его внезапную смерть только на жару. Статьи-«некрологи» медведю в местных газетах утверждают, что условия содержания медведя в зоопарке соответствовали всем установленным международным нормам.

Оказывается, медведь был немножко нервным. («Еще бы им не быть!» — я уверена, скажете вы, прочтя историю до конца.) У разнервничавшегося зверя нарушилась терморегуляции тела, по причине которой и отдал страдалец богу душу. Отчего же заболел зверь неврозом?! Не страдай он этим недугом, живая достопримечательность, экзотика и любимец всех сотрудников аргентинского зоопарка радовала бы и сегодня любознательную аргентинскую детвору. Но, как говорится, всякому терпению приходит конец, а здоровье, оно, ни у кого не железное. Сдали нервы, и подкачало оно и у косолапого. От волнения он перегрелся окончательно. Что же так неимоверно взволновало плененного зверя?

Вовсе ни что-то из ряда вон выходящее, так как традиционный местный «эксперимент» повторялся из года в год и продолжает набирать обороты. Продолжение следует.

 

1 COMMENT

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.