Наталья Иванова заверяет, что с песком любят играть все. Фото ПАНОРАМА.
Людмила Прибыльская.
С августа месяца этого года в Пярну существует центр с красивым названием «ENGELOS», где ведет прием психолог Наталья Иванова, которая и рассказала о направлениях деятельности и возможностях центра.
— Что предлагает ваш центр или, вернее, чем и кому может помочь?
Сразу скажу, что я работаю не одна. В центре еще ведет прием Анита Уйбу. Я закончила социально-гуманитарный институт в Таллинне и высшую международную школу практической психологии в Риге, а Анита учитель истории с большим опытом работы. У нас два направления — психология и язык.
Психология это путешествие внутрь себя, а язык — путешествие к обществу. Мы хотим развивать сразу эти два направления. В этом смысле наш центр уникален. Как ивестно, у многих возникает барьер в изучении языка, и мы с Анитой решили этим заниматься. Возникла идея изучения эстонского языка через эстонскую историю и культуру. Занимаемся и со взрослыми, и с детьми. Для детей предполагаем составить несколько проектов, связанных с историей, с Пярну, с правами человека. Я хочу подчеркнуть, что мы ставим целью помочь человеку найти именно тот подход к изучению эстонского языка, который для него ближе и спомощью которого он будет легче его осваивать. Это может понять только психолог. Кто-то лучше воспринимаем зрительно, кому-то надо водить пальцем по тексту и т.д. Я учу, как ставить эмоциональные метки, что помогает лучше запоминать.
— Раз уж зашла речь об изучении эстонского языка, то как вы относитесь к тому, что родители некоторых русскоговорящих семей стали все больше отдавать детей в эстонские школы?
— Если в семье один из родителей свободно владеет эстонским и общается с ребенком на этом языке, то нет ничего плохого, если их ребенок пойдет в эстонскую школу. Но если родители не знают эстонского или владеют им плохо, то это неправильный шаг.
Мышление и речь это два процесса, которые развиваются одновременно, и пока ребенок не научился правильно формулировать мысли на родном языке, не надо его бросать в другую языковую среду. Это затормозит его развитие.Теряется тавкже скорость мышления. Поэтому я за обучение на родном языке. Кроме всего прочего в этом есть и аспект насилия, что порождает агрессию.
В этот момент к беседе с Натальей Ивановой присоединилась и Анита Уйбо, которая выразила свою точку зрения: «Я настолько владела русским, что было время когда думала на двух языках, но из-за того, что был перерыв в работе в связи с рождением ребенка потеряла этот навык и могу сказать, что это довольно тяжело, говорить на одном языке, а думать на другом. Я могу привести пример и из моей теперяшней практики, поскольку также преподаю в школе.
В моем классе есть девочка, которая свободно говорит на эстонском языке, у нее нет проблем в общении с эстонскими детьми, но на уроке она мало что понимает, потому что надо знать специфические слова, свойственные конкретной науке.
Получается эстонский знает, а учится плохо, поэтому я тоже за получение знаний на родном языке. В этом смысле я не понимаю русских родителей, которые так торопятся отдавать детей в эстонские школы».
— Родители хотят как лучше, но порой им трудно принять правильное решение. Что делать?
— Пусть приходят к нам. Именно для подобных целей раз в три месяца мы организовываем бесплатный клуб для родителей, где можно обсудить любые темы. Психологические проблемы детей очень разнообразны и далеко не всегда связаны с языком.
Я призываю родителей обращать на них внимание как можно раньше, ведь до пяти лет можно многое исправить, потом сложнее.
— У вас в кабинете много игрушек и даже небольшая песочница. Все для юных клиентов?
— Не только. Представьте к песку тянет не только детей, но и взрослых, ведь у него есть уникальное свойство забирать негативную энергию. Я всем советую в пляжный сезон у нас в Пярну копаться в песке. А вообще, когда родители приводят ребенка, с какой-то проблемой, я не только с ним разговариваю, но и играю. Игра говорит о многом — кто-то легко в нее включается, кто-то умеет фантазировать, а кого-то надо на это подтолкнуть. Я наблюдаю, делаю выводы. Что касается взрослых, то со своими проблемами они обращаются реже. Но поскольку я часто слышала, что у нас в Пярну проблема с курсами на русском языке, касающимися приобретения новой профессии, то мы решили восполнить этот пробел.
Начали сотрудничать с таллиннским Евроколледжем и собираемся провести курсы для подготовки нянь. Будут преподавали из юридической оболасти, бухгалтерской, медицинской, психологической. По окончании курсов ученики получат сертификат, который акцептируется в Европе.
— Ваш центр молод, но вы не стоите на месте.
— А как иначе? Мы предлагаем профессиональные услуги. А для того, чтобы развиваться и быть в курсе современной психологии, решили создать психологическую мастерскую, куда периодически будут съезжаться специалисты из Эстонии и Латвии, в дальнейшем, думаю, и из России.
В этой мастерской будут проходить семинары, обмен опытом, мастер-классы. Так что будем держать руку на пульсе.