В Пярну проходят мероприятия, связанные с массовым бегством эстонцев в августе-сентябре 1944 года. Тогда от советской оккупации на Запад бежали десятки тысяч человек. В субботу в Пярну был открыт памятник, созданный на пожертвования. На нем изображен момент последнего прикосновения рук – когда пальцы тех, кто уходит, все еще касаются пальцев тех, кто остается.
Вторая мировая война вынудила около 80 000 эстонцев покинуть родину и расселиться по всему миру. Самый большой исход беженцев произошел в сентябре 1944 года, ровно 80 лет назад.
В субботу в Пярну состоялось торжественное открытие памятника, посвященному этим событиям. Он сделан из металла скульптором Эло Лийв и был установлен Всемирным эстонским центральным советом, объединяющим живущих за рубежом эстонцев.
«Чтобы сделать, например, пальцы, нам приходилось работать длинный день. Вплоть до полуночи. И таких дней было достаточно много. Всего физически нам потребовалось 6 недель», – рассказала скульптор Эло Лийв.
Путь беженцев был небезопасен. Лодки были переполнены, при этом на Балтике продолжались боевые действия. Два корабля, отплывшие с пассажирами в Германию, были подвергнуты бомбардировке и затонули.
«Мне было 10 лет, и я очень хорошо помню многие события военных лет. Я очень хорошо помню бегство. Мы бежали в Германию, в зале гимназии Густава Адольфа собрались 30 семей. И за нами приехали, чтобы эвакуировать нас 21 сентября. В порту было 3 корабля. Мы не знали куда идти, нас звали на один из кораблей, но отец уже стоял на палубе другого. Первый корабль был Моэро, который затонул», – рассказала бежавшая из Эстонии в 1944 году Юлле Эдерма.
Исход беженцев называют также бегством на лодках, потому что многие отправились на небольших лодках по штормовому морю в Швецию и Финляндию. Среди беженцев были представители всех социальных и возрастных групп.
«Нас было семеро: моя бабушка, дедушка, я с родителями, а также мой дядя и тетя. Мы были там всемером, и, думаю, с нами было еще несколько родственников. Всего в нашу лодку село 22 человека, лодка была девять метров в длину. И 21 сентября она прибыла к берегам Швеции, на остров Готланд», – рассказала руководитель проекта, беженец 1944 года Кристи Вухт-Аллпере.
В новых странах проживания зарубежные эстонцы создали различные организации, которые занимались сохранением своей культуры и борьбой за восстановление собственной государственности в сотрудничестве с оставшимися на Западе эстонскими дипломатами.
«Сейчас я живу в Америке, в Северной Каролине. Обычно приезжаю в Эстонию летом, но в этот раз приехала в сентябре. Мои дети были в Эстонии, им нравится то, что у них эстонские корни. Они гордятся, что они наполовину эстонцы», – говорит Юлле Эдерма.