Владимир Игнатов покорил слушателей искусством рассказчика.
Искусствовед Людмила Градова знает все об эстонском балете. 2 фото ПАНОРАМА.
Людмила Прибыльская.
12 марта в зале пярнуского городского управления прошел очередной семинар, подготовленный школой русской культуры и языка учебно-развивающего центра «Järeleaitaja», на тему «Наследие русской эмиграции — составная часть русской художественной культуры».
Ведущая семинара, Наталия Рафикова отметила, что на данный момент, по ее мнению, существует уже четыре волны эмиграции. Вот именно о тех, кого унесли эти волны, их судьбах и их влиянии на мировую культуру и было предложено поговорить. Тема оказалась столь обширной, что каждому из выступавших лекторов явно не хватило времени для освещения своего вопроса, но все же услышанное сыграла свою основную роль — пробудило у публики интерес к данной теме.
Бесценный вклад
Первым выступил художник Сергей Минин, который еще известен, как член художественного совета Русского культурного центра, консультант реставрационных мастерских Русского музея в Таллинне, лауреат премии Игоря Северянина. Он рассказал о вкладе русских художников-эмигрантов в культуру других стран. Сергей Минин коснулся творчества Шагала, Бакса, Малявина, Коровина, Рериха, Сорина, Гигорьева, Колесникова и других знаменитых живописцев. Бесконечный список русских художников, часть жизни проживших и творивших за пределами родины, говорит сам за себя — да, конечно, они оказали огромное влияние на мировую живопись. До сих пор их произведения пользуются популярностью за рубежом и продаются на авторитетных аукционах. Знатоки же их работы считают бесценными. На вопрос Наталии Рафиковой, чувствует ли сам Минин себя в Эстонии в эмиграции, Сергей ответил, что на данный момент ему здесь комфортно, а вообще он человек мира.Следующим слово взял музыкант, руководитель Русского филармонического общества Эстонии Владимир Игнатов. Он к тому же оказался великолепнейшим рассказчиком, и публика искренне сожалела о том, что его речь была так ограничена временем. Музыка не знает границ — бесспорный факт, но не знает границ и мастерство музыкальных исполнителей. Владимир Игнатов только слегка коснулся биографии Владимира Горовеца, но и этого было достаточно, чтобы понять, это был музыкант номер один не только в России, но и во всем мире. На вопрос о филармоническом обществе Эстонии Игнатов ответил, что оно уже существует 15 лет благодаря гастрольным поездкам, где общество, кроме радости показать свое искусство, имеет возможность и зарабатывать средства на свое существование. Также Владимир Игнатов заверил, что ведутся переговоры о выступлениях в Пярну.
Горечь и гордость
Выступившая затем актриса Русского театра Эстонии, лауреат премии «Благовест» Татьяна Маневская сказала, что, изучая тему русской актерской эмиграции, испытывала и горечь и гордость. Гордость за то, что русские актеры смогли выжить в те наитруднейшие времена, а горечь, потому что мало кому из них удалось реализовать себя в своей профессии. «Наша профессия связана со словом, — сказала Маневская, — а для актерского мастерства им надо владеть в совершенстве, что редко бывает возможным, если человек приличную часть жизни прожил в другой стране».Таким примером может быть судьба актрисы Аллы Назимовой, которая и за пределами родины сохранилась в профессии. Также Маневская коснулась биографии Михаила Чехова, школа актерского мастерства которого оказала несомненное влияние на дальнейшее развитие зарубежного театрального и киноискусства. Михаил Чехов не только руководил театром и студией, но и давал уроки актерского мастерства. Среди его учеников были Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и другие звезды Голливуда. Людмила Градова, искусствовед, музыкант, педагог Таллиннского балетного училища отметила, что на рубеже XIX и XX веков балетное искусство за рубежом, как жанр, стало исчезать, а в России вошло в ряд элитарного жанра. Именно русская балетная школа в это время и сохраняет классический балет для всего мира. О русской литературе в Эстонии рассказала кандидат филологических наук, главный специалист отдела использования Исторического архива Эстонии Татьяна Шор. Как оказалось, очень распространенным явлением были литературные кружки, один из которых, «Русское общественное собрание», существовал в 1894 году в Пярну. Благодаря Татьяне Шор на семинаре можно было увидеть страницы редких изданий.